ПРОФУРОК: ПРАВО ЗНАТЬ О ПРОФСОЮЗЕ

Вот уже семь лет работает проект «Профсоюзный урок», выросший из идеи Молодежного совета Федерации профсоюзов РТ. Семь лет – срок немалый: Татарстан – единственный регион в России, где профурок имеет такой большой «непрерывный стаж». В этом учебном году около трех тысяч учеников из 76 школ и гимназий Казани узнали о профсоюзе благодаря лекторам профсоюзного урока: заместителю председателя ФПРТ Марату Гафарову, председателям профбюро факультета энергомашиностроения и технологического оборудования КНИТУ (КХТИ) Айгуль Самигуллиной и факультета экологической, технологической и информационной безопасности КНИТУ (КХТИ) Лилии Вильдановой. По словам Марата Гафарова, при разработке данного проекта главной целью является агитация молодежи вступать в профсоюз.

– Профсоюзный урок – это первая ступень знакомства с профсоюзом. Потом будет вуз, ссуз или рабочее время, – говорит Марат Рустэмович. – Ко мне как-то на одном мероприятии подошел профгрупорг из КНИТУ и рассказал, что впервые о профсоюзе он узнал именно на профуроке в школе. Поэтому, поступив в вуз, сразу пошел в профком, стал активистом известнейшего профсоюзного проекта «Поколение П»! Как отметил Марат Гафаров, цель профурока – объяснить выпускникам, почему важно отдавать предпочтение предприятиям, где существуют профсоюз, ведь именно он является гарантией защиты их трудовых прав. А если профессионального союза там нет, то не нужно бояться выходить с инициативой о его создании. – Для меня профсоюзный урок – это возможность передать свои знания, свой опыт. Причем чтобы не только я рассказывала школьникам об истории профсоюза, но и они делились своими познаниями в обществознании и истории. Сейчас выпускники лучше знают эти дисциплины благодаря подготовке к экзаменам, ведь общество и история остаются популярными предметами, которые выбирают для сдачи ЕГЭ, – делится своими впечатлениями Лилия. – Ученики, особенно из учебных заведений с историческим направлением, смотрят на историю и причины возникновения профсоюзов с экономической, политической или юридической сторон, ловко оперируя такими терминами, как «буржуазия», «пролетариат», «классовая борьба». Прежде чем прийти в школу и выступить перед классом учеников, которых могло быть и десять, и сто человек, девушки долго оттачивали мастерство выступления. В течение месяца они проводили уроки перед комиссией, состоящих из профсоюзных учителей: заместителя председателя ФПРТ Марата Гафарова, заместителя председателя Татарстанской республиканской организации Всероссийского Электропрофсоюза Дамира Кузяева, технического инспектора труда Татарстанского комитета профсоюза работников связи Анны Егоровой. – Особенно сложно было уложиться ровно в 45 минут. Марат Рустэмович указывал на некоторые неточности, сумбурные переходы между блоками информации. Первые уроки, которые я проводила, снимались на камеру телефона, чтобы потом мне самой можно было увидеть свои ошибки в подаче материала, – говорит Айгуль. – «Присматривал» за мной Марат Рустэмович. Он мог подхватить мой рассказ и продолжить его, если я слишком быстро провела основную часть урока, помочь мне, если я не знала, как ответить на задаваемый учениками вопрос. Напомню, что профсоюзный урок состоит из трех блоков. В первой части речь идет об истории появления профсоюзов в России. Одним из ключевых моментов здесь является чтение требований работников Алафузовской фабрики, изданных Казанским комитетом РСДРП в 1905 году. Невыносимые условия труда, задержка и невыплата зарплаты, бесчисленные штрафы, жестокое обращение руководства вынудили алафузовцев устроить ряд забастовок и объединиться для отстаивания своих трудовых прав. Вторая часть урока включает в себя презентацию основных направлений деятельности Федерации профсоюзов. Здесь очень важно не только подробно все объяснить доступным языком для школьников, но и привести конкретные примеры – для лучшего понимания материала. Например, одним из таких классических примеров является ситуация с трудоустройством. Третью заключительную часть завершает викторина, которая направлена на повтор и закрепление в памяти полученного материала. Также благодаря ей легко заинтересовать оставшихся в стороне (уткнувшихся в телефон) ребят. Самые активные и ответившие правильно на вопросы викторины ученики получают памятные подарки от ФПРТ: футболку, бейсболку и выпущенный Федерацией независимых профсоюзов России буклет «Профсоюзные герои». Одной из главных проблем лекторов бесспорно является волнение. Я не понаслышке знаю об этом после проведенного мной урока в казанской кадетской школе. Поверьте, когда выступаешь перед аудиторией подростков, предательски трясутся коленки и путается речь. Поэтому мне стало интересно, как справляются с этой проблемой опытные учителя. – Я стояла перед зеркалом и рассказывала весь заученный текст самой себе. При этом оттачивала жестикуляцию, осанку. Волнение проходит только с опытом. После трех-четырех проведенных уроков ты запоминаешь всю схему рассказа, учитываешь рекомендации других учителей и стараешься не совершать промахов, которые допускала в предыдущих выступлениях, – советует Лилия. – Сейчас уже рассказываешь, как на одном дыхании. Самыми часто задаваемыми вопросами, которые интересовали выпускников, были «Как вступить в профсоюз?», «А есть ли эта организация в вузах?», «А платно ли это?». И тут самое главное, объяснить, на что идет этот один процент от зарплаты или стипендии, ведь материальная составляющая самая актуальная. А идет он на многое: на спортивные, культурно-массовые мероприятия профкома, подарки детям членов профсоюза, материальную помощь. Стоит отметить, что по ответам учеников легко можно определить, с какими проблемами сталкиваются их родители. В семьях, где есть материальный достаток, ребята не готовы идти работать в организации, где платят зарплату в конверте. А если у родителей часто задерживают выплату заработной платы или семье не хватает денег, то школьники открыто говорят, что готовы работать неофициально, где угодно и как угодно. Поэтому на профуроке затрагивается тема «белой» зарплаты и ее индексации. Однако в некоторых школах и гимназиях небольшой процент выпускников заявляли, что у их родителей нет проблем на работе. Как же в таком случае объяснить молодому поколению важность профсоюзной организации на работе? – Я говорю о том, что при возникновении несчастного случая на «сером» рабочем месте работодатель не застраховывает жизнь работника (да и с охраной труда там, как правило, дела плохи), а значит он не получит никаких компенсаций. Остаться инвалидом, да еще без денег – малопривлекательное будущее, и старшеклассники это понимают, – делится опытом Лиля. Айгуль также заметила, что школьники слышали о прямой связи «белой» зарплаты и пенсии. – Несмотря на свой юный возраст, даже дети сейчас знают, что работодатель отчисляет определенный процент денег в Пенсионный фонд, – говорит она. – Этого не произойдет, если их родители будут трудиться без официального трудоустройства. Возможно, зарплата будет больше, но ведь надо думать и о будущем. Профсоюзный урок дает многое не только ученикам, но и их лекторам, например, возможность развивать свои личностные качества. По словам девушек, за этот учебный год они стали намного увереннее в себе. Многочисленные выступления позволили им совладать со своими страхами, комплексами, получить навыки ораторского искусства. Работая с детьми, они научились правильно отвечать на непредсказуемые вопросы, держать аудиторию, вовлекать в беседу слушателей и управлять дискуссией. Актуальность профсоюзного урока со временем не уменьшается. Старшеклассники заканчивают школу, уходят работать или продолжают обучение в вузах или ссузах. На их место приходят новые… И все они имеют полное право знать о профсоюзе, что он есть и всегда готов защитить их трудовые права. В профком можно прийти не только за восстановлением справедливости. Здесь могут поддержать идею или предложение как по рабочему вопросу, так и в организации отдыха. Семь лет прошли быстро, и за это время сменялись преподаватели, школы, менялся формат самого урока. Но замысел проекта останется прежним: донести до каждого, что в профсоюзе наша сила.

Источник: сайт ФПРТ

Просмотров: 15
Мы в соцсетях
  • ТРО в TWITTER
  • ТРО в INSTAGRAM
  • ТРО в VK
  • ТРО на Facebook

Республика Татарстан, г. Казань, ул. Муштари, дом 9, оф. 111 

Председатель
Вадим Георгиевич Михасев
Телефон: +7 (843) 236-94-13
rkstroi@mi.ru
 
Заместитель председателя
Наталья Валерьевна Кирилова
Телефон: +7(843) 236-87-72,
kirilovnatalya@mail.ru
 
Главный бухгалтер
Ольга Владимировна Гафарова
Телефон +7(843) 236-87-72,
olg280@yandex.ru
 
Ведущий специалист по организационным вопросам
Лариса Викторовна Соколова
Телефон +7(843) 236-94-13
Факс  +7(843) 236-94-81,
 rkstroi@mi.ru

​​​​© 2016-2020  ТРО Профсоюз строителей России  Н.В.Кирилова